ЭЖ-Юрист,
15 октября 2010 г.
Ночью все кошки серы 425 просмотров
Наш автогрейдер сломался и стоял на проезжей части, водитель не выставил аварийные знаки. Ночью произошло столкновение иномарки с автогрейдером. Страховая компания возместила потерпевшему ущерб (120 тыс. рублей) и сейчас обратилась с иском к водителю о регрессном возмещении, так как у него просроченные права (страхователь по ОСАГО – организация). Права ли страховая компания? Ведь ДТП произошло во время стоянки ТС, а водитель был привлечен к административной ответственности за нарушение ПДД. А. Вершинина, г. Чита
Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред. Страховщик также может требовать от указанного лица возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая (ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Как следует из приведенной формулировки, регрессное требование в данном случае будет правомерным при подтверждении трех фактов:
1) отсутствия у водителя прав на управление данным ТС;
2) использования ТС;
3) причинно-следственной связи между использованием ТС и причинением вреда потерпевшему.
Истечение установленного срока действия водительского удостоверения выступает одним из оснований прекращения действия права на управление ТС (ст. 28 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Мнение о том, что право на управление ТС предоставляет именно водительское удостоверение, а не техпаспорт (доверенность, договор аренды), подтверждено Определением Верховного Суда РФ от 12.01.2010 № 41-В09-34.
Что касается использования ТС, то определение данного понятия дано в ст. 1 Закона № 40-ФЗ. Использованием признается «эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях». Дорожное движение, в свою очередь, – это «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог» (п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утв. Постановлением Совмина – Правительства РФ от 23.10.93 № 1090).
Из данных определений судебная практика делает вывод, что использование ТС включает в себя как собственно само движение транспортного средства, так и его остановку, высадку и посадку людей, стоянку, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов (см. определения ВАС РФ от 28.06.2010 № ВАС-6519/10 и от 15.11.2007 № 14169/07).
А вот вопрос о причинно-следственной связи требует доказывания. Факт привлечения водителя к административной ответственности не выступает однозначным свидетельством того, что ДТП произошло именно в результате стоянки грейдера в неположенном месте и неиспользования водителем знака аварийной остановки. Возможно, иномарка превышала скорость (совершала запрещенный обгон), водитель потерял управление (был нетрезв) и т. д. – все эти моменты должны быть рассмотрены судом при решении вопроса о том, что послужило причиной ДТП.
Отметим, что все три рассмотренных нами аспекта не являются спорными для страховой компании – в противном случае она просто отказала бы в выплате потерпевшему лицу (владельцу иномарки) и он обращался бы с иском непосредственно к организации (владельцу грейдера). Это говорит само за себя (страховщики не будут платить, не проверив детально все обстоятельства дела), тем не менее небольшой шанс доказать отсутствие причинно-следственной связи между действиями водителя грейдера и ДТП или хотя бы уменьшить размер регрессного иска у вас есть.
По общему правилу ст. 1079 ГК РФ ответственность владельца автомобиля (источника повышенной опасности) безвиновная. Тем не менее факт причинения вреда конкретным автомобилем должен быть доказан. Кроме того, владелец источника повышенной опасности освобождается от обязанности возместить вред, если докажет, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец ТС также может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным п. 2 (грубая неосторожность потерпевшего) и п. 3 (имущественное положение причинителя вреда) ст. 1083 ГК РФ.
Мария Мошкович, «эж-ЮРИСТ»
Вся пресса за 15 октября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 марта 2025 г.

|
|
Финмаркет, 11 марта 2025 г.
Чистая прибыль страхового сектора РФ за 2024 г. может достичь рекорда - аналитики

|
|
Комсомольская правда, 11 марта 2025 г.
Жители ЛНР с начала года оформили 66 тысяч полисов ОСАГО

|
|
Tazabek, Бишкек, 11 марта 2025 г.
Комитет ЖК одобрил законопроект в сфере страхования жилья в третьем чтении

|
|
korins.ru, 11 марта 2025 г.
План рекорда

|
|
CityTraffic, Самара, 11 марта 2025 г.
Самарская Третьяковка потратит 11,5 млн рублей на страхование полотен Ван Гога, Сезанна, Моне

|
|
Российская газета онлайн, 11 марта 2025 г.
Убыточность в ОСАГО и каско в 2024 году выросла

|
|
ПРАЙМ, 11 марта 2025 г.
В НКР отметили рост совокупной чистой прибыли страховщиков в 2024 году

|
|
ТАСС, 11 марта 2025 г.
В НСИС назвали стоимость ОСАГО в Донбассе и Новороссии

|
|
НИА Красноярск, 11 марта 2025 г.
Аграрии края оценили готовность к посевной

|
|
РБК.Приморье, 11 марта 2025 г.
В 2024 году в Приморье на четверть вырос размер страховых выплат по ОСАГО

|
|
РБК.Приморье, 11 марта 2025 г.
Страховые выплаты приморским аграриям в прошлом году выросли на 54%

|
|
Интерфакс, 11 марта 2025 г.
Владельцы танкеров «Волгонефть» хотят создать фонды для расчетов по судебным делам

|
10 марта 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 марта 2025 г.
С помощью страховой платформы для новых электромобилей в Китае застраховано 114 000 авто всего за 1 месяц

|
|
Донецкое агентство новостей, 10 марта 2025 г.
Стоимость ОСАГО в Донбассе и Новороссии ниже на 1,5 тыс. руб., чем в целом по РФ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 марта 2025 г.
Южная Корея вводит более строгие меры по претензиям в автостраховании

|
|
МедиаРязань, 10 марта 2025 г.
Рязанцам стало проще отстаивать свои права на финансовые услуги

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 марта 2025 г.
Повышение температуры увеличивает частоту наводнений в Азии и усложняет их

|
 Остальные материалы за 10 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|